ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ
ИНЖЕНЕРНЫЕ
СИСТЕМЫ

АВТОСЕРВИСЫ

      На станциях техобслуживания (автосервисы) производится много работ с выбросами вредных веществ в окружающую среду. На СТО находятся покрасочные боксы, бокс для обслуживания или ремонта техники, хранилища запчастей и горюче-смазочных материалов. Все вместе это создает довольно неблагоприятные условия для рабочего персонала, сильно вредящие здоровью. Это и испарения топлива и масла, высокая концентрация в воздухе лакокрасочных материалов, высокий уровень загазованности и выбросы как углекислого газа, так и множество вредных веществ и соединений из прославленной таблицы Менделеева. Так же цехах техобслуживания автомобили после ремонта как правило моют, и это приводит к повышенному содержанию влаги в воздушных массах.

     Станции техобслуживания достаточно часто совмещают производственно-ремонтными помещения с административно-хозяйственными. Это и офисные помещения, душевая, склад, и зоны отдыха, столовая, а иногда на СТО встречаются и небольшие кухни.

     Вентиляция и вентиляционное оборудование должно устранять эти факторы, создавая комфортный микроклимат в помещениях станции техобслуживания. Вентиляция в СТО также служит классическим, но крайне необходимым инструментом для обеспечения достаточного объема поступления чистого воздуха для подмеса с воздухом, находящимся внутри здания.

     Поэтому ряд проблем, которые необходимо решить системой вентиляции следующие: подача свежего воздуха в цеха и боксы, газоотведение, удаление пыли (например, из покрасочного бокса), влагоотведение.

     Предотвращение потери тепла при организации воздухообмена тоже должно быть предусмотрено. Решение этой задачи можно решить с помощью тепловентиляторов.

     Для решения вышеуказанных задач, необходимо:

·         Произвести правильные расчеты производительности вентиляционной системы, удовлетворяющих всех технологических процессов на станции техобслуживания.

·         Обеспечить максимальную техническую и экономическую эффективность с целью снижения затрат на монтаж вентиляционной системы автосервиса, учитывая все имеющиеся в помещении ресурсы и условия, позволяющие обеспечить подачу и вытяжку воздуха.

·         В некоторых случаях необходим расчет системы фильтрации, которая будет эффективно отлавливать загрязнители в зависимости от их типов и свойств (например, для лакокрасочных боксов). Необходимо использование системы фильтрации на все системы вентиляции и кондиционирования. При этом воздух, поступающий в покрасочную камеру должен подогреваться.

     Вентиляционную систему на станциях техобслуживания можно выполнить:

·         При площади производственных помещений менее 50 кв. м принудительная вытяжная. Для таких случаев наиболее целесообразно и экономически эффективно обустроить вытяжную вентиляцию так, были установлены точки удаления загрязнений, а приток осуществлялся естественным путем.

·         В помещениях больше 50 кв. м, необходимо использовать механический приток воздушных масс и подобрать оборудование, обеспечивающее воздухообмен, кратностью больше 20 и выше, в зависимости от объема этих помещений.

На станциях техобслуживания, в которых производственные цеха занимают гораздо большие площади, нужно обустраивать принудительную приточно-вытяжную вентиляционную систему, с местными отсосами воздуха, идущими от выхлопных труб.

     На стоимость оборудования систем вентиляции в целом влияет протяженность воздушной сети, перечень задач, которые она должна решать, характеристики вентиляционного оборудования.

     Проектирование вентиляции производственных помещений автосервисов строится по принципу максимального удаления загрязнений с помощью местных отсосов, а концентрация оставшихся уменьшается приточным воздушным потоком. Так как практически все загрязняющие вещества легче воздуха, то наиболее загрязненный воздух находится в верхней части помещения. Исходя из этого, для большей эффективности работы вентиляционной системы, воздухозаборники устанавливаются под потолком. Еще одним решением может быть использование крышного вентилятора, для забора загрязненных воздушных масс. 

     Все воздуховоды должны быть изготовлены из ПВХ во избежание коррозии труб, делая их невосприимчивыми к химически агрессивным жидкостям. Стыки и соединения воздуховодов и оборудования должны быть хорошо герметизированы, а оборудование и части воздухоотводов, которые соприкасаются в процессе работы с химикатами и агрессивными жидкостями, должны быть обработаны полимерными составами. Монтаж вытяжной вентиляции, а также всего оборудования должен производиться в специальных защитных коробах, во избежание получения травм персоналом автосервиса. 

     После начала эксплуатации систем вентиляции необходимо обратить внимание на их техническое обслуживание. Оно должно проводиться намного чаще, чем в бытовых помещениях, так как оборудование работает в агрессивных средах. Основанием для чистки и дезинфекции вентиляции служит потеря производительности и показатели анализа воздуха о наличии в нем загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимую концентрацию. 

Сервисно-технический центр по ремонту спецтехники «Камаз», Парнас

Закрыть